Истоки «марокканского» стиля интерьера

Интерьер в марокканском стиле

В давние времена началось взаимное влияние культур Востока и Запада. Если рассматривать искусство Индии, легко заметить в нем элементы персидской культуры. Именно эта страна передала индусам традиции греческих форм и затейливую вязь мусульманских орнаментов.

Несколько веков спустя в Голландии и Португалии широко распространяется резьба по дереву, искусством которой так хорошо владели мастера древней Индии. И сегодня поражает воображение богатый декор простой индийской мебели, созданный руками искусных резчиков. В манере их работы заложены вековые тщательность и терпение. Индийская мебель и другие предметы интерьера имеют уникальную технику лакирования, ручной инкрустации из черного перламутра, ажурной резьбы.

Интересная особенность мебели, выполненной индийскими мастерами, – внешняя незатейливость. К примеру, это стул круглой формы, лишенный спинки, или низенький табурет. Старинные лавки напоминают современные диванчики. В некоторых коллекциях можно увидеть сидения для человека, сидящего на корточках: есть только опоры для головы и рук.

Тем не менее, эта простая по форме индийская мебель в 19 веке пользовалась большим спросом в европейских странах.

Да и в наше время любимый многими мебельный «марокканский» стиль основан на традициях мусульманского мира и Ближнего Востока. Если проанализировать истоки этого направления, можно обнаружить влияние испано-мавританской и берберской культур. Более того, заметны и штрихи, присущие мастерам Греции и Рима времен римского и финикийского господства.

История народов оставила свой неизгладимый след в интерьере всех времен. К примеру, французские мотивы – это следствие наполеоновских походов и колониальной истории Марокко.

Узнаваемо и африканское влияние, хотя, конечно, оно несколько слабее. В современной европейской мебели очень органично сочетаются дорогие материалы, затейливые национальные орнаменты и несколько примитивный «кочевой» стиль берберов. В итоге – уникальный вариант мебели с неповторимым колоритом. В ней и восточное изящество, и первобытная суровость со скупым декором. Что касается аскетизма в традициях берберов, то многое может объяснить вид их жилища: низенький дом с толстыми стенами, сооруженными из щебня и глины. Окна узкие и даже «подслеповатые». Не очень казист, но это полноценный кров для семьи. Он дает тепло, защищает от нападок врагов, сохраняет урожай.

Тем же требованиям отвечает и стандартный марокканский дом в наше время. Это невысокая прочная постройка с арками. Дом построен в форме куба. Стены, отделанные светлой штукатуркой, выходят на улицу глухой стороной, тем самым делая дом своеобразной крепостью. А вот с другой стороны, выходящей во внутренний двор, можно увидеть живописные сады и веселые фонтаны, открытые веранды, задекорированные легкими тростниковыми навесами.

Штукатурка для внутренних стен дома делается из цемента, песка, извести. Поэтому в помещении всегда светло. Оштукатуренные белые стены создают естественный фон для дверей и ставней, которые сделаны из темного резного дерева. Искусные мастера трудятся над созданием этого рукотворного чуда из туи и ливанского кедра. В доме любой предмет мебели покрыт изысканной резьбой. Красивы сундуки (а их здесь множество), кресла и диваны, низкие шкафы. Как правило, такое убранство характерно для домов зажиточных марокканцев. Народ победнее украшает свои жилища простой цветной росписью.

Комнаты уставлены диванами и диванчиками, креслами и пуфами, на которых уложены десятки подушек. На мебель наброшены чехлы, однотонные или разрисованные африканскими узорами. Красиво выглядят чехлы, углы которых украшают цветные шерстяные кисточки.

Если хозяин богат, он может позволить себе обить диваны верблюжьей кожей, а мебель украсить накладками из латуни или кости.

Деревянную резную мебель предпочитают многие марокканцы, но и кованая мебель в этих местах весьма почитаема. Живописно выглядят кованые кровати. Белоснежные подушки прекрасно оттеняют изголовья, украшенные разными завитками или орнаментами, напоминающими мусульманские минареты. Покрывала, сотканные из верблюжьей шерсти, обычно выполнены в коричневых тонах.

Ажурный металл господствует в каждом уголке дома. Стулья, столики, полочки, карнизы – все это дело рук местных мастеров. Как правило, узоры отличаются некоторой асимметричностью, но этот «дефект» придает мебели особую прелесть.

Особое внимание уделяют хозяева светильникам. Они изготовлены путем изящной ковки из медного сплава или латуни. Обычно их покрывают сверху коричневым лаком. А подвесные светильники часто делают из ажурной кожи и тонируют гранатовым соком или хной. Вечерами они создают поистине волшебное зрелище, отбрасывая вокруг узорчатые тени и образуя необыкновенные орнаменты.

Внутренние дворики, ступени, стенки фонтанов отделаны мозаикой из цветной глазурованной плитки. Полы в доме – керамической плиткой коричневого, бежевого и желтого цветов. Поверх этого великолепия во дворе и комнатах обязательно кладут верблюжьи ковры, килимы, как их здесь называют.

Рисунки на коврах, плитках, мебели представляют собой орнаменты геометрической формы, иногда – растительные мотивы.

Ещё одна особенность национального марокканского интерьера – использование посуды как украшения. Изготавливают её женщины самым простым способом: лепят руками, не используя гончарный круг. Посуду сушат на солнце или с помощью огня, потом полируют камнями.

Здесь не принято хранить посуду в шкафах. Она стоит на полках в нишах или украшает стены. Массивные изделия – вазы, кувшины, чайники - стоят прямо на полу. Встречаются особенные вазы, обтянутые кожей, инкрустированные костью или латунью.

Стены украшают также резными деревянными и чеканными медными тарелками и блюдами. Это интересные, стильные изделия, которым придают искусственную старость, затемняя стенки.

Несмотря на то, что в доме соседствуют кованые, резные, вылепленные и ярко расписанные вещи, пестрота не ощущается. В этом особенность марокканского колорита, который использует спокойную палитру красок: стены – белые, кованая мебель – черная, ковры – в коричневой гамме. Тем изысканнее смотрятся эмалевая, перламутровая, латунная, янтарная инкрустации, мозаики из смальты или мелкой плитки.

Таким образом, декораторы, художники и дизайнеры считают марокканскую «интернациональную» культуру богатейшим источником для творчества. Вот так и возникает «марокканский» стиль с гармонией древних традиций и нестандартных дизайнерских замыслов.